*Тафофилия (греч.) - любовь к прогулкам по кладбищам.
Главный вход на Введенское кладбище
Кресты
Цветы не пластмассовые - ковка.
Могила настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке. Судя по оставшимся следам, с этого креста исчезла фигура распятого Христа.
Алтарь, или жертвенник - в мемориальной архитектуре тип надгробного памятника в стиле классицизма. Вертикальный объем, в сечении близкий к квадрату, с прямыми или суживающимися кверху боковыми гранями, завершенный карнизной плитой с фронтонами и акротериями.
Жертвенники часто служили постаментом для скульптурного завершения в виде вазы - светильника или урны, тут он увенчан крестом.
Урна - элемент архитектурного надгробия эпохи классицизма, представляющий собой сосуд, покрытый тканью и перевитый венком. Напоминает о принятом в Древнем Риме обычае сожжения тел и помещения праха в подобный сосуд. Издавна истолковывается, как символ смерти.
Думаю, что раскрытая книга - это Священное писание или молитвенник с заупокойной молитвой. Может еще означать аллегорию "Книга судьбы".
Из христианских символов наиболее часто встречаются: крест, якорь (христианский символ надежды), Всевидящее око (символ Бога отца), череп ("адамова голова"), пальмовые и миртовые ветви (напоминание о въезде Господнем в Иерусалим), виноградные лозы (символ Христа). С античной символикой связаны опущенные и перекрещенные факелы (символ смерти), сосуды для умащения (лекифы, килики), урны и вазы-светильники, змея, свернувшаяся кольцом (символ вечности), венки (символы жизни, славы, добродетели и т.п.), гирлянды из плюща, плакальщицы, бабочки (символ бессмертной души).
Плакальщица (символ скорби) и череп - эмблема смерти, напоминающая о краткости жизни и неизбежности ее конца. В религиозной символике часто изображалась, как "голова Адама" под крестом (существует легенда, что крест, на котором был распят Иисус Христос, стоял над могилой Адама похороненного под Голгофой).
Плакальщица с пальмовой ветвью и ангелом.
Очень выразительная плакальщица.
А это, мне кажется, не безымянная плакальщица, а Мария Магдалина на Голгофе. На многих картинах и иконах ее можно узнать по характерной позе у креста: в экстатическом порыве она падает на колени и обнимает крест (так изображают ее и Джотто, и Альтдорфер; известны, правда, примеры изображения в такой позе также Девы Марии).
Еще одна Магдалина. Но тут у подножия креста лежат щит и меч. Значение этой детали мне неизвестно. Возможно, это связано с профессией погребенного.
Эта фигура, выражающая полную опустошенность и покорность судьбе, поразила меня короткой простодушной надписью. Сначала она мне показалась даже забавной. Но потом она стала поворачиваться другими смысловыми гранями. Я несколько дней под впечатлением. Три коротеньких слова, а в них бездна такого горя, когда нету слез, протеста, надежды и утешения.
Часто встречаются медальоны с ликом распятого Христа в терновом венке.
Исчезающий лик Христа
Пара голубков. От времени или вандалов больше досталось тому, что остался в живых.
А это необычная деталь - кандалы на могиле доктора Гааза. Федор Петрович добился, чтобы вместо тяжеленных кандалов, в которых ссыльных гнали по этапу, была разработана эта более легкая модель.
Капличка - тип надгробного памятника, появляющийся в эпоху историзма (середина XIX в.) в виде вертикального, прямоугольного в сечении объема с килевидными завершениями боковых граней, напоминаюшего миниатюрную часовенку ("капличку") в готическом стиле.
Каплички из гранита
Эдикула - от латинского слова, означающего "небольшое помещение" - форма надгробного памятника, встречающаяся в эпоху классицизма, и представляющая собой стилизацию античного надгробия в виде ящика с профилированными стенками и архитектурно оформленными (обычно в виде колонн) углами.
Эдикула с пальмовой ветвью.
Саркофаг - по-гречески, "пожиратель праха" - надгробный памятник в виде стилизованного гроба: с прямыми, либо закругленными или скошенными гранями - помещенный на ножки-шары или лапы на плинте и цоколе. Форма саркофага была широко распространена в конце XVIII - первой половине XIX в.
Довольно редко встречается и очень интересно выглядит надгробие из глыбы необработанного камня.
Портик - в мемориальной архитектуре тип памятника в виде миниатюрного перистила или колоннады, с архитравом и перекрытием. Характерно для позднего классицизма.
А этот портик украшен мозаичной картиной с кипарисами.
Колонна - в мемориальной архитектуре тип надгробного памятника, появляющийся в эпоху классицизма (с 1800-х гг.). Памятники в виде колонны полного ордера (с базой, фустом, капителью и карнизом) встречаются сравнительно редко. Более распространен тип памятника в виде небольшой колонки на постаменте, увенчанной, как правило, урной или вазой-светильником.
Часто встречаются "сломанные" или "обрубленные" колонны - как символ рано прервавшейся жизни.
Вот тут слева тоже такая "сломанная" колонна.
Немецкое надгробие, крест похож на знак радиационной опасности.
Обелиск - в мемориальной архитектуре тип надгробного памятника, появившийся на русских кладбищах в 1790-е гг. Обелиски из плит или монолитные, из мрамора и гранита, обычно установлены на постамент и увенчаны крестом на шаре.
Этот обелиск установленн на месте братской могилы французов, умерших в Москве в 1812 году. На лицевой стороне помещен орден почетного легиона и две памятных доски. На верхней высечено: "Militaires francais mort en 1812", а нижняя сообщает, что памятник был установлен в 1889 г. - в 75-летнюю годовщину войны
"Голгофа" - тип надгробного памятника в виде глыбы, увенчанной крестом. Напоминает о Голгофе, на которой был распят Иисус Христос.
"Око Божие", "Всевидящее око", лучезарный треугольник: изображение глаза в треугольнике, часто окруженного лучами, важнейший символ каббалы, христианского мистицизма и оккультизма. У масонов означал раскрытие разума, просвещение.
У христиан это символ Бога, Всеведущего и Вездесущего и называется "Всевидящее Око". Треугольник символизирует Троицу.
Памятник матери от детей.
У христиан это символ Бога, Всеведущего и Вездесущего и называется "Всевидящее Око". Треугольник символизирует Троицу.
Памятник матери от детей.
С середины XVIII в. появляются стихотворные эпитафии, ставшие своеобразным поэтическим жанром, замечательные образцы которого создали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов и др. Такой поэт как В. Г. Рубан известен преимущественно своими эпитафиями. В ХХ веке жанр эпитафии практически утрачен.
На Введенском эпитафии встречаются редко, да и те - в одну строчку. "Помним, любим, скорбим" или "Дорогому отцу и мужу". А тут целая поэма.
Ты насъ оставил, милый другъ
Тебя ужъ нетъ, былая радость.
Твой на небо воспрянул духъ,
И съ нимъ умчалась жизни сладость.
Одно мнъ съ сыномъ утешенье -
Твою могилу навъщать,
И въ одиночествъ, въ мученьях
Тебя всечастно вспоминать.
Да ждать когда судьба опредълитъ
Опять съ тобою жизнь дълить,
Когда жизнь скучная промчитъ,
И гробъ съ тобой соединитъ
(букву ять пришлось заменить твердым знаком)
Использовалась информация с сайта Арт-Студии "Галатея" http://art-galateya.ru/
Все фотографии сделаны мною на Введенском кладбище. 2008 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий