.Мощное и печальное зрелище.
Большая дизельная подводная лодка Б-396 была построена в 1980 году по проекту ЦКБ МТ "Рубин" (Санкт-Петербург) на заводе "Красное Сормово" в Горьком (Нижнем Новгороде), шифр "СОМ", по классификации NATO - TANGO, представляет третье поколение советских послевоенных дизельных подводных лодок.. В своей боевой жизни лодка носила название «Новосибирский комсомолец», она служила на Краснознаменном Северном флоте с 1980 по 2000 года. Судно несло службу в Северном-Ледовитом и Атлантическом океанах. После спуска на воду подводная лодка Б-396 достраивалась и проходила Государственные испытания в Севастополе. 24 октября 1980 года на подводной лодке Б-396 был поднят Военно-Морской флаг Союза ССР и приказом ГК ВМФ адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова № 0060 она была зачислена в списки флота. Этот же приказ определял ежегодный праздник рождения корабля - 24 октября 1980 года. Сразу после этого Б-396 отрабатывала курсовые задачи и готовилась к боевой службе и межфлотскому переходу на Север. 1 мая 1998 года подводная лодка Б-396 была исключена из списков ВМФ и передана в ОФИ. С октября 2000 года на заводе в Северодвинске, шел ремонт и переоборудование подлодки в музей для Москвы.
В 2003 году лодка переоборудована в музей на Севмашпредприятии. Окончательно субмарину переделали уже по прибытии ее в столицу для того, чтобы максимально полно и достоверно показать боевую подлодку. В лодке полностью сохранены все семь отсеков: торпедный, два жилых и аккумуляторных, ЦПУ, дизельный, электромоторный, кормовой и жилой. Можно наглядно представить условия жизни экипажа, которые просто ужасают. Приборы здесь настоящие, а не муляжи.
Из трех электродвигателей осталось два, из дизелей – один. Люки заменены расширенными арочными проходами. Правда один люк оставлен - можно с трудом протиснуться через него и в который раз посочувствовать подводникам. Стены в боевых и жилых помещениях заменены прозрачными перегородками, можно увидеть реальную обстановку капитанской каюты, кают-компании, камбуза. Зря, по-моему, посадили туда ужасные бледные манекены, похожие на моряков-утопленников. Установили смотровую площадку, пандусы, сделали проходы в поперечных переборках.
Установлена лодка на специальных подводных пилонах, что позволило открыть для обозрения ватерлинию, винторулевой комплекс - корабль виден целиком.. Подводники производили посадку через люки на верхней палубе прямо в третий отсек. А для посетителей в бортах лодки были сделаны две двери - вход и выход, внутренние помещения были расширены для осмотра, 60% оборудования было удалено для удобства осмотра.
Длина лодки 90 м, погружение на глубину 300 метров, имеет 1 якорь.
Гюйс (от голл. geus) - флаг, поднимаемый на носу военных кораблей 1-го и 2-го ранга только во время стоянки на якоре. Бастион гюйс на носу Б-396 говорит о ее вечной стоянке. На корме - Андреевский флаг на корме говорит о том, что это боевой корабль. Внешний корпус обтянут сверхпрочной резиной, "невидимой" для локаторов.
На капитанской рубке около десяти различных устройств - перископы, антены, радары, приборы навигации.
Рында, подаренная кораблю-музею Лужковым.
Торпедный аппарат, слева зеленая торпеда (300 кг тротила).
Всего в этом отсеке 24 торпеды, между ними 10 двухярусных коек и три гамака. Матросы не только спят на своих койках, но и проводят все свободное от вахты время. Даже едят там. В кают-компании посменно едят только офицеры.
Передача букв перестукиванием. Не хочется даже думать о ситуации, в которой это перестукивание может понадобиться.
Каюта капитана.
Крошечная каморка с диванчиком, столиком и раковиной. Тут он спит 4-6 часов, остальное время стоит на ЦПУ рядом с боцманом. Именно стоит. Для него там даже кресло не поместилось, иногда выносят скамеечку, чтобы он передохнул.
"Подводная лодка - морская гроза.
Столичная водка. Стальные глаза." (Ю. Визбор)
Кают-компания. Тут едят офицеры.
Всему экипажу регулярно выдавали красное вино от стресса и для повышения гемоглобина. Но ТАКОЙ стресс, думаю, можно снять только литром водки. И 20 г черного шоколада, и красная икра - какая ерунда при такой адской службе.
Гальюн. Их всего два на весь корабль.
Перед погружением проверь закрытие забортных отверстий. Неужели кто-то забывал закрыть?
Проводами с лодки можно обмотать земной шар два с половиной раза.
Центральный пункт управления. Кресло боцмана, которого называют "руки корабля". Он управляет лодкой при помощи четырех ручек. Рядом с ним все время на ногах "мозг корабля" - капитан. Звание - капитан второго ранга, или подполковник по-сухопутному.
Станция поиска мин.
Вверху корабль противника, внизу - наша лодка. Торпедная атака производится с носа. При таких установках мы в противника не попадаем. Эта лодка при охране границ не сделала ни одного боевого выстрела и никого не потопила. Отпугивала нарушителей одним своим присутствием.
Вот такой на лодке вход-выход. По трапу через рубку.
Штурман. Прокладывает курс корабля
Каюта врача и одновременно медпункт. Врач-офицер должен быть на все руки мастер, поскольку единственный на все 78 человек. Говорят, за 18 лет два раза аппендицит вырезали в условиях плавания.
Акустик. Уши корабля.
Камбуз. Кок упирается в потолок головой. На самом деле на дизельные лодки набирали морячков не выше 180 см, а идеально - 160 и ниже. Гигантам полагалась двойная норма за обедом, что очень расточительно. И шишек на лбу у них явно было больше. Изможденный вид и взгляд, полный отчаяния, у кока не зря. Он с двумя помощниками 4 раза в день готовил на всю команду из 75 человек. Камбуз крошечный, вытяжки нет.
Дизель. Температура в этом отсеке поднимается до 72 градусов, а уровень шума 150 дцб (у взлетающего самолета 120). Я не представляю, что испытывает дизелист на вахте.
Вот через такие люки моряки попадают из отсека в отсек. Правой рукой за поручень, левую ногу вперед. Ни в коем случае не наступать на низ люка (забыла, как называется), а то позор на весь флот.
Душ.
Койки. На лодке белье не стирается, а выбрасывается в воду. Хлопок маек, шортов (форма подводников) и постельного белья очень тонкий и быстро разлагается в соленой воде. Поэтому шансы встретиться где-нибудь на пляже с матросскими шортами минимальные.
Бросил якорь
Верхом на торпеде
Впечатление от посещения лодки сильное и неоднозначное. В первую очередь это сострадание к мальчикам, которые по 4 месяца автономного плавания пребывали в настоящем аду. Теснота с постоянным "чувством локтя" товарища, жарища, невозможность глотнуть свежего воздуха и увидеть небо... и на этом фоне очень сложная и ответственная работа, где ошибка очень дорого стоит. А про офицеров что говорить.. это как же надо Родину любить, чтобы служить ей именно на таком участке.
Что касается работы музея, то контраст прекрасной экскурсии составляет процесс входа в музей. Экскурсия длится один час, впускают группами по 13 человек, считая и детей. Очередь живая, люди ее занимают и уходят гулять по парку. А перед началом очередного сеанса у входа чуть ли не драка. Можно простоять час и не попасть внутрь. Мы приезжали два дня подряд и попали чудом, отстояв час у входа, да еще и с небольшим скандалом. Предварительной продажи билетов нет. Организаторы, видимо, добиваются чтобы посетителям жизнь медом не казалась, и они почувствовали на собственной шкуре частичку тягот и лишений наших подводников.
Песня, звучавшая у меня в голове во время экскурсии
Полная история работы подлодки и технические характеристики
http://www.riverfleet.ru/photo/2/submarine/history.shtm
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий