Против лома
Предварительный список памятников истории и культуры Москвы, уничтоженных или искаженных при Юрии Лужкове
"Против лома" - название выставки, работающей до конца декабря на Мясницкой, 47, и организованной творческим центром "Новая Юность" по материалам Музея архитектуры (куратор выставки - журналист и краевед Константин Михайлов). Выставка посвящена московскому вандализму советских и постсоветских лет и ставит знак равенства в этом отношении между двумя эпохами. Что глубоко верно по существу и не совсем верно по форме. Сносы сталинского и отчасти хрущевского времени зрительно более красноречивы: погибали национальные шедевры, прежде всего храмы. Акцент брежневских и лужковских сносов сделан на гражданские здания, и здесь часто нужны пояснения. Ибо мемориальные дома необязательно благовидны, а среди архитектурных памятников в последние десятилетия часто оказывались под угрозой неочевидные. "Неочевидные" не в смысле сомнительности, а в смысле прикровенности, потаенности. Только специалисты могли распознать в трех домах на стрелке Пречистенки и Остоженки те великолепные палаты, первые из которых были все-таки снесены, а вторые и третьи известны теперь как Красные и Белые. Но чтобы они стали известны и обрели свой нынешний вид, в 1972 году потребовалась нешуточная борьба. Вот лишь один ее эпизод: инженер Юрий Владимирович Воронков был избит рабочими, когда воспрепятствовал сносу, и получил инфаркт. Чтобы было понятнее, какого рода угрозы довлеют над памятниками Москвы сегодня, нужно сказать, что в городе сохранилось, например, более двухсот пятидесяти объектов барокко (вопреки расхожему мнению об отсутствии такового в Москве), но половина этого списка, во всяком случае в разделе гражданских зданий, - не раскрытая из-под поздних наслоений архитектура. Свой большой список и у памятников XVII века. Значительная часть обоих списков - это памятники, десятилетиями ожидающие приема в перечень охраняемых, а до тех пор называющиеся "вновь выявленными" или "предложенными к постановке на охрану" (правда, федеральный закон приравнивает таковые к охраняемым). Особая статья - бесхозность, если не юридическая, то фактическая. Рекордсмен бесхоза среди московских древностей - дом XVII века, пустующий с 1972 года. Такие дома горят, если они деревянные, или постепенно руинируются. Заказчики, берущиеся за них, как правило, предлагают самые радикальные реконструкционные решения, ибо им кажется или хочется думать, что реставрация невозможна. Словом, вандализм 60-90-х годов направлен главным образом против таких памятников, которые требуют тонких реставрационных технологий и специальных краеведческих знаний. Этот брежневско-лужковский вандализм уязвляет прежде всего знающую общественность и - увы - оставляет равнодушной остальную. Отличие же лужковского вандализма от брежневского в другом - и главном: пришла частная собственность. И если раньше мы не знали, как сделать общее, то есть ничье, хоть отчасти своим, теперь не знаем, как добиться того, чтобы все ставшее чьим-то, стало и нашим. Все 90-е годы правительство Москвы рушит или портит работы Баженова и Казакова, Львова и Кваренги, Жилярди и Шехтеля; постройки XIX, XVIII, XVII веков; адреса Пушкина и Герцена, Островского и Сухово-Кобылина. Систематически нарушается федеральное законодательство об охране памятников. И все это под разговоры о возрождении и шум юбилеев. Это не каталог выставки. Просто мы против лома. Рустам Рахматуллин Валерий Константинович Фатеев - главный специалист Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В подготовке материала участвовали Вадим Апенин, Константин Михайлов, Рустам Рахматуллин.
Уничтожение
1. "Дом с кариатидами" - главный дом усадьбы XIX - начала XX в., Большой Афанасьевский пер., 35. Был украшен скульптурой в стиле модерн. Проект реставрации дома не был реализован. Деревянный дом пустовал и разрушался, в 1993 г. был снесен. На его месте пустырь.
2. Дом XIX в., Арбат, 24. После проведения инженерно-реставрационных мероприятий в 1994 г. работы были внезапно свернуты и памятник снесен, на его месте выстроен новый дом.
3. Дом с палатами XVIII в., 1-й Голутвинский пер., 4. Распоряжением правительства Москвы от 09.12.91 # 1068-РП здание было передано акционерному обществу "РУСС" для реконструкции (незаконная в отношении памятников операция) и дальнейшего использования под мини-завод по производству пива и офисные помещения. В октябре 1992 г. сводчатая палата, входившая в состав строения, снесена, на ее месте выстроен новый двухэтажный объем.
4. Палаты середины XVIII в. в Кадашевской слободе, 1-й Кадашевский пер., 7, южный корпус. В 1994-1995 гг. снесены.
5-7. Дома на Кадашевской набережной. Палаты XVIII века, # 12/2, снесены по постановлению правительства Москвы # 424 от 24.05.94; палаты XVIII века, # 16 и 18 - по распоряжению мэра # 332-РМ от 18.07.94. В результате Кадашевская набережная разрушена и как ансамбль.
8. Усадьба Тарасова XVIII-XIX вв., ул. Сергия Радонежского, 1/2. Включала главный дом с палатами, флигель с палатами, пять полностью сохранившихся строений. Усадьба включена в знаменитые "Альбомы партикулярных строений" Матвея Казакова, фиксирующие лучшие здания города того времени. Усадьба была передана АО "Монолит". По распоряжению мэра Москвы # 191-РМ от 14.04.95 все здания снесены. Несмотря на противоправный характер распоряжения, прокуратура Москвы дважды отказала Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры в возбуждении уголовного дела по факту сноса. Отказ мотивирован так: разборка не снос.
9. Хозяйственный корпус усадьбы генерал-губернатора, конец XVIII в., архитектор Матвей Казаков, Вознесенский пер., 22. Хозяйственная территория усадьбы в начале 90-х годов была передана под строительство Делового центра правительства Москвы, разработан проект реставрации. Однако по распоряжению мэра Москвы # 1008-РП от 07.06.94 памятник снесен.
10. Палаты князей Кантакузенов, XVII в., Тверская ул., 26, строение 1. Снесены в 1995 г. по распоряжению мэра # 1858-РМ от 08.10.93. На этом месте - строения "Гранд-отеля".
11. Главный дом усадьбы князей Щербатовых, XVIII в., Копьевский пер., 3/4, строение 4. (Другой адрес - по Кузнецкому мосту, 4, строение во дворе.) Сохранял трехэтажный объем, сводчатые помещения, убранство в переходном от барокко к классицизму стиле. В ходе выполнения постановления правительства Москвы # 791 от 17.08.93 "О реконструкции и реставрации зданий Государственного академического Большого театра России" снесен в 1995 г. до цокольного этажа, над которым возведен муляж, включенный главным фасадом в интерьер нового театрального комплекса.
12. Корпус с магазином в усадьбе князей Мещерских-Щербатовых, XVII-XVIII вв., Большая Никитская ул., 17. Усадьба включена в "Альбомы..." Казакова. Корпус снесен в 1996 г. по распоряжению мэра Москвы. На его месте дом современной архитектуры.
13. Здание кинотеатра "Орион", 1910-е гг., Преображенская пл., 9. Один из дореволюционных синематографов, был решен в духе неоклассицизма. Зрительный зал разрушен еще в 80-е гг., фасадная часть рухнула и доразобрана в ходе реконструкции 1994-1995 гг. На месте памятника выстроено здание отделения Сбербанка, отдаленно напоминающее старое.
14. Дом Щапова, XIX в., архитектор Федор Шехтель, Бауманская ул., 58. Дебютная работа Федора Осиповича. Городское управление охраны памятников согласовало реконструкцию дома. Решением префекта ЦАО # 532-РМК-3 от 18.05.95 строение передано АОО "Подмосковье", после чего снесено. На его месте построен новый дом.
15. Конюшни Манташева, начало XX в., архитекторы братья Веснины, Скаковая аллея, 3. Каре зданий в стиле венского барокко передано театру балета Касаткиной-Василева. В связи с планами строительства на месте двора театрального зала в середине 90-х гг. снесены боковые корпуса.
16. Дом Александра Островского, Житная ул., 10. Писатель жил здесь в 1834-1841 гг. В 1992-1995 гг. в бесхозном деревянном доме произошло шесть пожаров. Снесен весной 1995 г. по решению комиссии по сносу строений Московского городского управления по охране памятников.
17. Флигель городской усадьбы XVIII-XIX вв., 1-й Казачий пер., 4. Был передан АК "Алмазы России - Саха" с условием реставрации. Заказчик снес памятник в 1996 г., на его месте выстроен офисный корпус.
18. Дом с палатами XVIII в., ул. Большая Полянка, 23. Предположительно барочная наружность первоначальных палат была скрыта за фасадом XIX в. Дом снесен под предлогом реконструкции в 1996 г. На его месте возведен муляж, фасад которого стилизован под XIX век.
19. Дом середины XVIII века, Малая Ордынка, 20/2. Владелец дома - "Тирадо-банк" заказал проект реконструкции памятника, предполагавший его снос и утвержденный решением Архитектурного совета по центру Москвы от 25.01.96. Дом снесен в 1997 г.
20. "Соловьиный дом", XVIII-XIX вв., Никитский бул., 6. В XVIII в. принадлежал князю Якову Шаховскому, автору известных "Записок...". В начале XIX в. владелец - князь Сергей Голицын - держал здесь литературный салон, в котором читал свои "Думы" Рылеев. Затем домом владел Федор Кокошкин, основатель казенной императорской сцены, здесь были репетиционные комнаты Большого и Малого театров, разыгрывались спектакли с участием Щепкина и Мочалова. В доме находился и музыкальный салон звезды русской сцены М.Д. Львовой-Синецкой, который посещали Грибоедов и Пушкин, Гончаров и Кони. Здесь же жил Александр Варламов, создавший в стенах дома 75 романсов, откуда и прозвание "Соловьиный дом". У Варламова в 1843 г. останавливался Ференц Лист. Михаил Чехов имел здесь в 1920-е годы студию. Решением правительства Москвы дом был передан АО "Сокольники" под устройство гостиницы, несколько лет стоял раскрытым, разрушался и размораживался. Под праздник 850-летия Москвы снесен. На месте дома платная автостоянка.
21. Каретный сарай в усадьбе Истоминых, XIX в., Пречистенка, 3, строение 3. Здесь у жильцов бывали Грабарь, Цветаева, Светлов, Асеев и другие. Правительством Москвы эта часть усадьбы передана АО "Интерлес". Здание в нарушение закона выведено из списка памятников и снесено. На его месте в 1997 г. построен административный корпус.
22. Каретный сарай усадьбы Хрущевых-Селезневых, XVIII-XIX вв., архитектор Афанасий Григорьев, Пречистенка, 12/2, Государственный музей А.С. Пушкина. На основании постановления правительства Москвы # 860 от 17.10.95 проведена реконструкция и реставрация зданий музея, в ходе которой каретный сарай снесен, хотя в соответствии с реставрационным заданием подлежал сохранению. Тогда же снесены и вновь выстроены уникальные ворота по Хрущевскому переулку, перекрыт усадебный двор.
23. Дом начала XX в., Столешников пер., 16/11. Здание в стиле модерн с эффектным криволинейным окном фотоателье в верхнем этаже. Снесено в ходе работ 1995-1997 гг. по превращению переулка в пешеходную зону. На месте дома возведен муляж другой этажности.
24. Дом канцелярии обер-полицмейстера, XVIII век, Столешников пер., 12, строение 1. Сюда для дачи показаний по поводу "возмутительных стихов на 14 декабря" приходил Пушкин. Снесен незадолго до праздника 850-летия Москвы на основании распоряжений мэра города от 12.02.97 и префекта ЦАО от 30.06.97 (# 1589).
25. Дом Сухово-Кобылина, Страстной бульвар, 9. Главный московский адрес драматурга, место написания его пьес, здесь он был арестован по обвинению в убийстве. Дом снесен пользователем - АО "Мосрыбхоз" - под праздник 850-летия Москвы на основании постановления правительства Москвы # 580 от 05.08.97.
26. Палаты (богадельня) при церкви Всех Скорбящих Радости, XVIII в., ул. Большая Ордынка, 20/4. Церковный ансамбль утвержден в качестве объекта исторического и культурного наследия федерального значения указом президента России от 20.02.95, # 176. Однако палаты к этому времени были уже снесены (в 1994 г.), на их месте возведен муляж.
27. Флигель городской усадьбы Долговых, конец XVIII в., архитектор Василий Баженов (?), ул. Большая Ордынка, 21/16. Строение располагалось напротив предыдущего, формировало угол заповедной улицы с Климентовским переулком. Сохраняло элементы внутреннего убранства, полы из наборного паркета, изразцовые печи. Снесено в канун празднования 850-летия Москвы.
28. Дом купца Зайцева, начало XIX века, Лубянский проезд, 11. Снесен в сезон 1996-1997 гг., на его месте дом новой архитектуры.
29. Типографский корпус 90-х гг. XIX в., архитектор Федор Шехтель. Рахмановский пер., 4, строение 2. Выявлен как одна из работ Шехтеля незадолго до сноса. Сохранял объем и элементы убранства. Снесен в 1997 г. по решению правительства Москвы в связи с расширением здания Городской Думы.
30. Усадьба Андреевых, XIX в., Брюсовский пер., 19, во дворе. В доме бывал Константин Бальмонт, женатый на дочери хозяина - владельца лучшего (до Елисеева) гастрономического магазина в Москве. Накануне празднования 850-летия города главный дом и флигель снесены в связи со строительством на смежном участке Делового центра правительства Москвы (см. выше, # 9).
31. Жилой дом XVIII-XIX вв., Яузский бульвар, 16. Образец городской застройки, сохранявший все архитектурные элементы времени создания. Снесен весной 1997 г.
32. Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX вв., Солянка, 13, строение 1. Вместе со строениями 2 и 3, расположенными на склоне холма, формировал уникальный природно-архитектурный комплекс в центре Москвы. В кладке цоколя и подвалов дома были использованы древние белокаменные плиты с резными надписями, представляющие самостоятельную историко-культурную ценность, отмеченную специалистами - археологами и палеографами. Дом снесен в дни празднования 850-летия Москвы по предписанию городских служб.
33. Жилой дом конца XVIII - начала XIX вв., Пятницкая ул., 46. Снесен под предлогом реконструкции в 1997 г.
34. Ансамбль "Теплых рядов" I половины XIX в., архитектор Александр Никитин, ул. Ильинка, 3. В 1996 г. разработан проект устройства на месте рядов трехъярусного элитного гаража на 700 машиномест. Решением правительства Москвы часть строений снесена в 1997 г., на месте корпуса по улице возведен муляж.
35. Дом Тона, XVIII в. - 1840-е гг., Пречистенский бульвар, 5/2. Дом планомерно разрушается с 1996 г. В 1995 г. передан правительством Москвы Фонду развития связей с Латинской Америкой, заключившему с городом инвестиционный контракт на реконструкцию памятника. В ходе работ с санкции городских органов охраны памятников полностью снесен корпус XVIII в., принадлежавший светлейшему князю Лопухину, дочь которого запечатлена на знаменитом портрете Боровиковского, а в корпусе XIX в., в котором была квартира архитектора храма Христа Спасителя Константина Тона, снесены торцовая стена и кровля, обрушены перекрытия, уничтожены интерьеры.
36. Здание кинотеатра "Уран", 1910-е гг., ул. Сретенка, 27/19. Один из дореволюционных синематографов. Передан Театру-школе современного искусства Анатолия Васильева и в процессе реконструкции снесен по постановлению правительства Москвы в 1997 г.
37. Дом XVIII в., Большая Сухаревская пл., 9. Представлял образец раннего классицизма. Снесен в зиму 1997/98 гг. На месте дома пустырь.
38. Дом причта церкви Всех Скорбящих Радости при Старо-Екатерининской больнице, XVIII в., ул. Щепкина, 61/1. Снесен летом 1998 года.
39. Служебные строения усадьбы Салтыковых, XVIII-XIX вв., Тверской бул., 27/10/1. Усадьба включена в "Альбомы..." Казакова. В ней располагается Центральная городская публичная библиотека имени Некрасова. 20.02.95 г. указом президента России # 176 утвержден охранный статус комплекса как памятника федерального значения. Распоряжением премьера правительства Москвы Юрия Лужкова # 737-РП от 03.07.98 осуществлен снос четырех строений усадьбы, в том числе единственного сохранившего облик казаковского времени флигеля по Большой Бронной ул.
40. Дом Герцена (большой), XIX в., Сивцев Вражек, 25/9. Куплен отцом Герцена у графини Ростопчиной в 1830 г. И в жизни писателя, и в "Былом и думах" дом занимает большее место, чем соседний, "малый" дом, где размещается музей Герцена. Правительством Москвы дом был продан югославской фирме "Техностройэкспорт". В начале октября 1998 г. собственник при активном содействии городских органов охраны памятников произвел снос. Три обращения ВООПИиК в прокуратуру Москвы и к прокурору ЦАО Москвы не дали положительного результата.
41. Настенные росписи XIX в. в церкви Флора и Лавра на Зацепе, XVIII-XIX вв., Дубнинская ул., 9. Сохранились, несмотря на то что памятник с 1930-х гг. использовался в качестве производственного помещения. При передаче храма церковной общине в 1993 году были полностью уничтожены по инициативе настоятеля.
42. Ограда Александровского сада, I четверть XIX в., архитектор Федор Шестаков, Манежная ул. Входит в охранную зону Кремля. В 1996 г. во время строительства торгового комплекса на Манежной площади частично снесена. При этом незаконно изменены границы памятника садово-паркового искусства Александровский сад.
43. Белокаменная плотина на реке Неглинке, XVIII в., пл. Революции. Уникальное гидротехническое сооружение раскрыто в ходе строительных работ на Манежной площади, зафиксировано и обмерено археологами Центра археологических исследований ГУОП Москвы осенью 1996 г. Руководителем археологических работ Александром Векслером была направлена телеграмма на имя Юрия Лужкова об угрозе сноса памятника и необходимости его сохранения. Ответа не последовало. Через три дня плотина была снесена строителями. На месте памятника сооружен подземный гараж.
44. Комплекс памятников археологии XVI-XIX вв., Манежная площадь. Включал остатки сооружений Моисеевского монастыря XVII в., несколько усадеб и других объектов застройки XVII-XIX вв. Согласно проекту подземного строительства на Манежной площади, комплекс подлежал сохранению, консервации и экспонированию в подземном археологическом музее. Музей не создан, объекты комплекса уничтожены.
* * *
45. Статуя "Похищение Прозерпины" в парке усадьбы Кунцево, скульптор П. Трискорни (?), 2-я половина XVIII в., Ворошиловский парк, 5. По преданию, статуя подарена Екатериной II владельцу усадьбы Льву Нарышкину. Разбита на части в 1992 г.
46. Павильон ресторана на Оленьих прудах в Сокольниках, 1913 г. В доме помещалась библиотека, после отселения которой в начале 90-х гг. памятник сгорел.
47. Дом Щепочкиной, 1820 г., Спасопесковский пер., 6. Уникальный памятник деревянного московского ампира не использовался, несколько раз горел. Остатки разобраны в 1994 г. В настоящее время воссоздается с использованием 15% прежнего сруба.
48-50. Памятники усадьбы Кузьминки: Ванный домик (Мыльная), 1816-1817 гг.; Дом на плотине (Мельничный флигель), 1810-1811 гг., 1840-е гг., оба - архитектор Доменико Жилярди, Старые Кузьминки, 10; флигель дома Полуденского, 1832-1833 гг., архитектор Алессандро Жилярди, Заречье, 24/25. От первого дома в 1996 г. оставались цоколь и базы колонн, второй - сожжен в 1995 г. во время проведения на нем реставрационных работ, тогда же снесен и третий.
51-52. Дачные дома начала XX в., Анадырский пр., 5-а, и ул. Коминтерна, 44. Последние дома дачного поселка Лосиноостровский в стиле модерн сгорели один за другим в 1995 г., причем в первом из них размещалась детская поликлиника (к счастью, пожар произошел ночью).
53. Дом Алябьева, XIX в., Новинский бул., 7. Образец деревянного классицизма, сохранял парадную анфиладу. С 1843 г. в доме жил и здесь в 1851 г. умер композитор Алябьев. У него бывали Верстовский, Даргомыжский, Дюбюк и другие композиторы. Музей музыкальной культуры имени Глинки планировал открыть в доме филиал - мемориальный музей Алябьева на основе личного фонда композитора. 29.04.97 дом был подожжен и сгорел до цоколя. Расследование причин пожара выявило полное отсутствие какой-либо охраны памятника со стороны городских служб.
54. Дом Верещагиной, конец XVIII - начало XIX в., Средний Трехгорный пер., 6/20. Отселенный деревянный дом не охранялся, несколько раз горел. Последний пожар в 1998 г. практически уничтожил памятник.
55. Архиерейская дача в Черкизове, конец XIX в., ул. Штатная Горка, Черкизовская роща. Деревянный дом - место отдыха архимандритов кремлевского Чудова монастыря, затем митрополитов Московских несколько лет пустовал, неоднократно горел. В 1998 г. его уже не было.
Порча и искажение
56. Дом с мемориальной квартирой Сергея Прокофьева, Камергерский пер., 6. Постановлением правительства Москвы от 09.08.95 г. квартира была передана Музею музыкальной культуры имени Глинки для музеефикации, а весь дом - фирме "Велес". Позже договор с "Велесом" был расторгнут, и эта фирма, уходя, разорила мемориальную квартиру (#35). Никто не наказан.
57. Дом с квартирой Николая Рубинштейна, конец XVIII - начало XIX вв., Сретенка, 17. Композитор жил здесь в годы зарождения основанной им Московской консерватории. Дом передан отделению Сбербанка и реконструирован с перепланировкой, в ходе которой квартира утрачена.
58. Дом Витали, XVII-XIX вв., Чистопрудный бул., 11, во дворе. Иван Витали - ведущий скульптор московского ампира - жил в доме, который сохранил пять сводчатых помещений петровского времени и следы декора в нарышкинском стиле, что выяснилось при обследовании памятника в 1995 г. Вместо реставрации, проект которой был подготовлен, банк "Экспресс-кредит" в 1996-1997 гг. надставил дом тремя этажами - с согласия городских служб.
59. Дом Разумовского - Шереметева ("наугольный"), конец XVIII в., архитектор Николай Львов (?), Воздвиженка, 8. Свадебный дом графа Шереметева и Прасковьи Жемчуговой, входящий в "Альбомы..." Казакова, в процессе реставрационных работ середины 90-х гг. лишился, по настоянию заказчика - Вольного экономического общества во главе с экс-мэром Москвы Гавриилом Поповым, лестниц парадного входа и балкона, составлявших главную "особинку" памятника. В настоящее время двор Г-образного дома заполняется новым строительством вплотную к стенам памятника, при этом закрывается редкое по архитектурному решению окно во внутреннем углу.
60-61. Памятники архитектуры ограды старого (Моховая, 11, архитектор Доменико Жилярди) и "нового" (Моховая, 9, архитектор Евграф Тюрин) зданий Московского университета. XIX в. Первая ограда в результате неконтролируемых сдвижек и просадок грунта на участках, прилегающих к зоне строительства торгового комплекса на Манежной площади, частью опустилась вместе с воротами на 1 метр ниже старой отметки. Вторая ограда разорвана лестницей и ограждением подземного перехода, пилоны правых ворот разобраны и перенесены вдоль ограды, что исказило симметрию парадного двора. Левые ворота еще раньше, в ходе ремонтных работ в здании "нового" университета (факультета журналистики), приведены в аварийное состояние проезжавшим во двор грузовым транспортом, при этом исчезли венчавшие их декоративные чугунные глобусы с рельефом земной поверхности.
62. Старый Гостиный двор, конец XVIII - начало XIX вв., архитекторы Джакомо Кваренги, Осип Бове и другие, ул. Ильинка, 2. Памятник архитектуры федерального значения. Владелец - АО "Гостиный двор". В соответствии с распоряжением премьера правительства Москвы Юрия Лужкова # 47-РП от 23.01.96 здание реконструируется, хотя большинство пунктов распоряжения противоречат требованиям закона об охране памятников. Проектная документация на реконструкцию трижды отклонена от согласования ВООПИиКом и дважды (20.01 и 13.02.98) Министерством культуры - из-за грубейших нарушений закона. Распоряжением Лужкова предусмотрена и осуществляется в натуре надстройка памятника с перекрытием внутреннего двора. Памятнику нанесен и прямой физический ущерб: проломана стена южного фасада, обрушены один из внешних углов и часть внутренней стены, прорублена кладка пилонов дворовой аркады для бетонных опор под конструкции перекрытия. На территории двора строителями в ходе работ уничтожены фрагменты церкви Введения Златоверхой, раскрытые археологами. Работы продолжаются.
63. Дом-усадьба Разумовского, конец XVIII - начало XIX вв., ул. Казакова, 18-20. Архитекторы Николай Львов (?), Адам Менелас. Выдающееся произведение русского классицизма пустовало в течение двух десятилетий, юридически принадлежа различным спортивным организациям. В 1999 г. центральная, деревянная (допожарного времени!) часть дома была передана Академии художеств Зураба Церетели. При этом усадьба была переведена из списка памятников федерального значения в список местного, что делает возможным приватизацию. В июле 1999 г. именно в этой части дома произошел разрушительный пожар.
64. Дом Губина, XVIII в., архитектор Матвей Казаков, ул. Петровка, 25. Как и предыдущий, этот дом в 1999 г. передан Академии художеств и понижен в охранном статусе, после чего Зураб Церетели сделал к дому архитектурно-скульптурную пристройку.
65. Западный портал Архангельского собора в Кремле, памятника архитектуры, архитектор Алевиз Новый, 1505-1508 гг. Шедевр русского и итальянского искусства одновременно, резной белокаменный портал из-за переувлажнения фундаментов собора утратил резьбу колонок и откосов на высоту 1,5 метра от земли.
66. Памятник архитектуры федерального значения здание Сената в Кремле, II половина XVIII в., архитектор Матвей Казаков. С 1992 г. велась реконструкция памятника для резиденции президента России. В нарушение требований закона не был выполнен научный проект реставрации, не проведены натурные исследования. В 1994-1995 гг. работы производились силами стройбата. Во внутреннем дворе был вырыт котлован десятиметровой глубины для установки кондиционера, при этом уничтожено полукольцо подвалов и первоначальное белокаменное крыльцо. В здании пробивались стены, менялась планировка. Созданы богатые интерьеры, чуждые стилю памятника. Реконструкция обошлась в 180 млн. долл. Памятник находится вне компетенции мэра Москвы, ответственность за его искажение несет управляющий делами президента Павел Бородин.
Валерий Фатеев
Оригинал этого материала
© "Независимая газета", 11.12.1999
А сейчас на дворе 2008 год. Боюсь, что за последние восемь лет этот список увеличился вдвое. Только на Остоженке утрачены: дом, в котором предположительно родился Грибоедов, — № 34 (пустырь); дом с последней квартирой Сеченова — Сеченовский переулок, 6, во дворе (новодел, мемориальная доска); дом Вахтанговской студии с квартирой Вахтангова — Мансуровский переулок, 3 (пустырь); дом, в котором жил Ильф, когда писал с Петровым "Двенадцать стульев", — Соймоновский проезд, 5 (реконструирован до неузнаваемости); дом, в котором жил художник Виктор Попков, — Молочный переулок, 5 (новодел). В 2006 г. разобран дом № 16, в котором жил историк Сергей Соловьев и родился его сын, философ Владимир Соловьев. Под снос готовятся еще три дома.
http://www.kulichki.com/arbat/vzglyad05.html Возвращение Остоженкиhttp://www.compromat.ru/main/luzhkov/ostozhenka.htm Вандалы на Остоженке
Комментариев нет:
Отправить комментарий