Не один раз проезжая по Ленинградскому проспекту,
обращала внимание на удивительный дом в одном из
переулков. И вот наконец я его рассмотрела. Это
странное сочетание типичнык колонн барокко, жуткого
тяжеловесного герба с грубыми раковинами и корявым
вензелем ЛМ, прекрасной высокой арки и
очаровательной башенки с фоюгером-лошадкой. Вокруг
башенки есть галлерейка с полуразрушенным
ограждением. Оттуда открывался прекрасный вид
когда-то. Местный житель Толик рассказал, что этот
особняк принадлежал Лёне Манташу - известному
дореволюционному конезаводчику. Со словами "России
больше не будет" он уехал в Париж, где после купания с
проститутками в фонтане с шампанским застрелился.
Толик показал достопримечательности района - "красный
дом" - бордель (теперь скромный трехэтажный
желтенький дрмик) и разруху на месте корпусов Конюшен
Монташева. "Касаткина с Васильевым захватили,
разрушили, а построить ничего так и не смогли". Коренной
обитетель ипподрома Толиик очень уважает память
Лёни Манташа, поскольку и сам - лошадник.
Сфотографировать себя не разрешил, денег за
экскурсию не взял.
В сети существует некоторая путанница с адресами.
Перепутаны Скаковая улица и Скаковая аллея. Есть
Дом Скакового общества, архитектор И. В . Жолтовский.
Скаковая аллея, 3. Палладианская неоклассика.
Но скорее всего это Конюшни Манташева (начало XX
века) . Ряд строений, выполненных в стиле венского
барокко, были разработаны братьями архитекторами А.
А. и В. А. Весниными. В начале 90-х годов XX века их
передали театру балета Касаткиной-Васильева. Новые
хозяева давно мечтали построить большой зрительный
зал, а лучшего места, чем двор перед вышеназванным
зданием, не нашлось. Строительство потребовало сноса
конюшен.
Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. N
1863-р
Выделить в 1999 году Минкультуры России из резервного
фонда Правительства Российской Федерации 5 млн.
рублей на реконструкцию архитектурного комплекса
"Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг."
(г. Москва, Скаковая ул., 23) Государственного
академического театра классического балета под
руководством Н. Касаткиной и В. Василева.
Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин
Теперь Государственный Академический Театр
Классического Балета Под Руководством Наталии
Касаткиной и Владимира Василева воздвиг какие-то
металлические конструкции во дворе этого здания, но все
пребывает в запустении.
Эти конюшни числятся в скорбном списке:
Памятники культуры, уничтоженные в 90-е годы как
Конюшни Манташева, начало XX в., архитекторы братья
Веснены, Скаковая аллея, 3. Каре зданий в стиле венского барокко передано театру
балета Касаткиной-Васильева. В связи с планами
строительства на месте двора театрального зала в
середине 90-х гг. снесены боковые корпуса.
Вот еще некоторые здания из этого списка.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ
ЦЕНТРЕ МОСКВЫ БЫЛИ РАЗРУШЕНЫ ИЛИ
ПРЕТЕРПЕЛИ РЕКОНСТРУКЦИЮ БОЛЕЕ 700
СТРОЕНИЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ:
Здание Военторга
Гостиница «Москва»
Дом XIX в. на Арбате
Дом Александра Островского на Житной улице
Дом с палатами XVIII в. в 1-м Голутвинском переулке
Дом начала XX в. в Столешниковом переулке
Главный дом усадьбы князей Щербатовых XVIII в. в
Копьевском переулке
Корпус с магазином в усадьбе князей
Мещерских-Щербатовых, XVII–XVIII вв. на Большой
Никитской улице
Дом Щапова XIX в. на Бауманской улице (архитектор
Федор Шехтель)
Усадьба XIX – начала XX в. в Большом Афанасьевском
переулке
Дом с палатами XVIII в. на улице Большая Полянка
Дом середины XVIII века на Малой Ордынке
«Соловьиный дом» XVIII–XIX вв. на Никитском бульваре
Каретный сарай в усадьбе Истоминых XIX века на
Пречистенке
Усадьба Тарасова XVIII–XIX вв. на улице Сергия
Радонежского
Дом драматурга Сухово-Кобылина на Страстном
бульваре
Палаты (богадельня) при церкви Всех Скорбящих
Радости XVIII в. на улице Большая Ордынка Типографский
корпус конца XIX в. в Рахмановском переулке (архитектор
Федор Шехтель)
Усадьба Андреевых XIX в. в Брюсовском переулке
Так выглядело здание в 20-е годы.
Конюшни Манташева, они же гараж Москоммунхоза в 20-е
годы
с http://prinzip.livejournal.com/298753.html
Встречается и еще одна фаимлия архитектора - Измиров.
Комплекс конюшен заводчика Манташева, построенный в
1914 г. по проекту А. Измирова при участии братьев
Весниных, ныне отреставрирован и достроен со двора
для размещения в нем театра балетного искусства.
Фамилия Л. Манташева встречается довольно часто,
например: 1913 год был наполнен волнующими
событиями на арене ипподромов. Лакс II, работая на
конюшне Л. А. Манташева, выигрывает, кроме
международно-го приза, и Большой Петербургский
гандикап на Бализе. Кстати, до Манташева, работая на
конюшне Ф. М. Юрьевича, Михаил Лакс выиграл ряд
именных и традиционных призов.
В статье АЛЕКСАНДР МАНТАШЕВ — СОЗДАТЕЛЬ НЕФТЯНОЙ ИМПЕРИИ упоминается Левон. "Его состояние унаследовали четыре сына, из которых наиболее известен Леон (Левон) Манташев — тоже удачливый предприниматель, сумевший приумножить имущество отца. В 1914 году капитал корпорации «Ал. Манташев и Ко» оценивался в 20 миллионов рублей. При этом, как ни странно, Леон был кутилой и повесой, к тому же человеком довольно экстравагантным и, по многим свидетельствам, весьма жуликоватым. После большевистского переворота все пошло прахом. Бакинские нефтяные промыслы национализировали. Леон метался между белыми, красными, дашнаками, англичанами, французами. Участвовал во всевозможных политических проектах, пытался продать свои предприятия иностранным компаниям, продолжил это дело уже в эмиграции, хотя всем было ясно, что он продает воздух. Довольно близко его знал Алексей Толстой, красочно описавший приятеля в романе «Эмигранты»: «Нефтяной магнат, расточитель миллионов, липнувших к нему безо всякого, казалось, с его стороны усилия, человек с неожиданными фантазиями, лошадник, рослый красавец. Он занимал апартаменты в одном из самых дорогих отелей — «Карлтон» на Елисейских полях, и только это обстоятельство еще поддерживало его кредит в мелких учетных конторах, ресторанах, у портных. Но окружение кредиторов непреклонно сжималось, душило его ночными кошмарами».
15.08.2005
КАЛИШЕВСКИЙ Михаил
Вот опять Измиров:
"Композиционную схему старых конских дворов уже в ХХ
веке воскресил архитектор А. Измиров, получивший заказ
на строительство конюшен для "спортсмена" Л.
Манташева. Спортсменом тогда называли не лыжников и
футболистов, а владельцев скаковых лошадей. Фигура
Манташева , миллионера, владельца бакинских нефтяных
скважин частенько встречается в исторических романах.
После 1917 года он оказался в эмиграции, где успешно
спекулировал уже не принадлежавшими ему
нефтепромыслами. А Манташевские конюшни остались -
на Скаковой улице.
Ежедневная газета по недвижимости Май 27, вторник,
2003 - ? 89 (1220) 08.09.2000 ПО СЛЕДАМ ЛОШАДИНЫХ
КОПЫТ Алексей РОГАЧЕВ
А вот и реальный родственник:
10.06.2005 г. Московский ипподром посетил Александр
Иосифович Манташев , племянник одного из крупнейших
дореволюционных коннозаводчиков Леона Манташева
Основателем этой известной династии был уроженец
Тифлиса Александр Иванович Манташев (Манташянц),
сын статского советника армянского происхождения. В
1899 году в Баку он основал нефтепромышленное и
торговое общество « А. И. Манташев и К»,
впоследствии стал акционером ряда мировых нефтяных
компаний, организовал первый нефтепровод в мире.
Наследниками А. И. Манташева были четыре брата и
четыре сестры. Дела своего отца продолжил Леон
Манташев , хорошо известный в коневодческой среде
коннозаводчик и владелец скаковых лошадей.
У Л . А . Манташева со слов его племенника Александра
Иосифовича было более 200 чистокровных лошадей, в
том числе дербисты Галуст (Галилей - Иналиса) 1914 г.,
Грей Бой (Гувернан - Эпсом Сент) 1915 г. и Макбет
(Макдональд II – Галина) – дербист 1916 г.
В начале XX века Манташев вместе со своими
основными конкурентами Лазаревыми были крупными
фигурами российского скакового дела. В то время на
лошадях Манташева скакал жокей мировой величины
Винкфильд, так называемый Черный маэстро.
В 1918 году вся семья Манташевых эмигрировала во
Францию. Лучших чистокровных лошадей и жокея
Винкфильда Леон забрал с собой. По воспоминаниям
Александра Иосифовича «чистокровная лошадь Л .
Манташева по кличке Трансвааль под седлом
Винкфильда в 1924 году совершенно неожиданно
выиграла один из самых дорогих французских призов
Гран-При». «В тот день на ипподроме собралась
практически вся 100 тысячная русская колония,
Оболенские, Шаховские, Вяземские, Шереметевы,
Юсуповы …, все болели за Трансвааля, хотя букмекеры
принимали ставки на него 1 к 100. Дядюшка сам не верил
в победу, но Трансааль выиграл!» - поделился
воспоминаниями А. И. Манташев .
Последний раз лошадь Манташева скакала на
французском ипподроме в 1947 году. Его последние годы
жизни были очень не простыми, бывшему меценату и
благотворителю пришлось подработать простым
таксистом. Умер Леон Александрович Манташев во
Франции в 1954 году.
С сайта Центрального Московского Ипподрома
Короче, пьяный бомжеватый Толик (прости меня, мужик)
оказался знатоком истории своего района. Лёня Манташ
реально существовал! Толик оставил свой телефон. Есть шанс узнать много интересного.
обращала внимание на удивительный дом в одном из
переулков. И вот наконец я его рассмотрела. Это
странное сочетание типичнык колонн барокко, жуткого
тяжеловесного герба с грубыми раковинами и корявым
вензелем ЛМ, прекрасной высокой арки и
очаровательной башенки с фоюгером-лошадкой. Вокруг
башенки есть галлерейка с полуразрушенным
ограждением. Оттуда открывался прекрасный вид
когда-то. Местный житель Толик рассказал, что этот
особняк принадлежал Лёне Манташу - известному
дореволюционному конезаводчику. Со словами "России
больше не будет" он уехал в Париж, где после купания с
проститутками в фонтане с шампанским застрелился.
Толик показал достопримечательности района - "красный
дом" - бордель (теперь скромный трехэтажный
желтенький дрмик) и разруху на месте корпусов Конюшен
Монташева. "Касаткина с Васильевым захватили,
разрушили, а построить ничего так и не смогли". Коренной
обитетель ипподрома Толиик очень уважает память
Лёни Манташа, поскольку и сам - лошадник.
Сфотографировать себя не разрешил, денег за
экскурсию не взял.
В сети существует некоторая путанница с адресами.
Перепутаны Скаковая улица и Скаковая аллея. Есть
Дом Скакового общества, архитектор И. В . Жолтовский.
Скаковая аллея, 3. Палладианская неоклассика.
Но скорее всего это Конюшни Манташева (начало XX
века) . Ряд строений, выполненных в стиле венского
барокко, были разработаны братьями архитекторами А.
А. и В. А. Весниными. В начале 90-х годов XX века их
передали театру балета Касаткиной-Васильева. Новые
хозяева давно мечтали построить большой зрительный
зал, а лучшего места, чем двор перед вышеназванным
зданием, не нашлось. Строительство потребовало сноса
конюшен.
Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. N
1863-р
Выделить в 1999 году Минкультуры России из резервного
фонда Правительства Российской Федерации 5 млн.
рублей на реконструкцию архитектурного комплекса
"Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг."
(г. Москва, Скаковая ул., 23) Государственного
академического театра классического балета под
руководством Н. Касаткиной и В. Василева.
Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин
Теперь Государственный Академический Театр
Классического Балета Под Руководством Наталии
Касаткиной и Владимира Василева воздвиг какие-то
металлические конструкции во дворе этого здания, но все
пребывает в запустении.
Эти конюшни числятся в скорбном списке:
Памятники культуры, уничтоженные в 90-е годы как
Конюшни Манташева, начало XX в., архитекторы братья
Веснены, Скаковая аллея, 3. Каре зданий в стиле венского барокко передано театру
балета Касаткиной-Васильева. В связи с планами
строительства на месте двора театрального зала в
середине 90-х гг. снесены боковые корпуса.
Вот еще некоторые здания из этого списка.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ
ЦЕНТРЕ МОСКВЫ БЫЛИ РАЗРУШЕНЫ ИЛИ
ПРЕТЕРПЕЛИ РЕКОНСТРУКЦИЮ БОЛЕЕ 700
СТРОЕНИЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ:
Здание Военторга
Гостиница «Москва»
Дом XIX в. на Арбате
Дом Александра Островского на Житной улице
Дом с палатами XVIII в. в 1-м Голутвинском переулке
Дом начала XX в. в Столешниковом переулке
Главный дом усадьбы князей Щербатовых XVIII в. в
Копьевском переулке
Корпус с магазином в усадьбе князей
Мещерских-Щербатовых, XVII–XVIII вв. на Большой
Никитской улице
Дом Щапова XIX в. на Бауманской улице (архитектор
Федор Шехтель)
Усадьба XIX – начала XX в. в Большом Афанасьевском
переулке
Дом с палатами XVIII в. на улице Большая Полянка
Дом середины XVIII века на Малой Ордынке
«Соловьиный дом» XVIII–XIX вв. на Никитском бульваре
Каретный сарай в усадьбе Истоминых XIX века на
Пречистенке
Усадьба Тарасова XVIII–XIX вв. на улице Сергия
Радонежского
Дом драматурга Сухово-Кобылина на Страстном
бульваре
Палаты (богадельня) при церкви Всех Скорбящих
Радости XVIII в. на улице Большая Ордынка Типографский
корпус конца XIX в. в Рахмановском переулке (архитектор
Федор Шехтель)
Усадьба Андреевых XIX в. в Брюсовском переулке
Так выглядело здание в 20-е годы.
Конюшни Манташева, они же гараж Москоммунхоза в 20-е
годы
с http://prinzip.livejournal.com/298753.html
Встречается и еще одна фаимлия архитектора - Измиров.
Комплекс конюшен заводчика Манташева, построенный в
1914 г. по проекту А. Измирова при участии братьев
Весниных, ныне отреставрирован и достроен со двора
для размещения в нем театра балетного искусства.
Фамилия Л. Манташева встречается довольно часто,
например: 1913 год был наполнен волнующими
событиями на арене ипподромов. Лакс II, работая на
конюшне Л. А. Манташева, выигрывает, кроме
международно-го приза, и Большой Петербургский
гандикап на Бализе. Кстати, до Манташева, работая на
конюшне Ф. М. Юрьевича, Михаил Лакс выиграл ряд
именных и традиционных призов.
В статье АЛЕКСАНДР МАНТАШЕВ — СОЗДАТЕЛЬ НЕФТЯНОЙ ИМПЕРИИ упоминается Левон. "Его состояние унаследовали четыре сына, из которых наиболее известен Леон (Левон) Манташев — тоже удачливый предприниматель, сумевший приумножить имущество отца. В 1914 году капитал корпорации «Ал. Манташев и Ко» оценивался в 20 миллионов рублей. При этом, как ни странно, Леон был кутилой и повесой, к тому же человеком довольно экстравагантным и, по многим свидетельствам, весьма жуликоватым. После большевистского переворота все пошло прахом. Бакинские нефтяные промыслы национализировали. Леон метался между белыми, красными, дашнаками, англичанами, французами. Участвовал во всевозможных политических проектах, пытался продать свои предприятия иностранным компаниям, продолжил это дело уже в эмиграции, хотя всем было ясно, что он продает воздух. Довольно близко его знал Алексей Толстой, красочно описавший приятеля в романе «Эмигранты»: «Нефтяной магнат, расточитель миллионов, липнувших к нему безо всякого, казалось, с его стороны усилия, человек с неожиданными фантазиями, лошадник, рослый красавец. Он занимал апартаменты в одном из самых дорогих отелей — «Карлтон» на Елисейских полях, и только это обстоятельство еще поддерживало его кредит в мелких учетных конторах, ресторанах, у портных. Но окружение кредиторов непреклонно сжималось, душило его ночными кошмарами».
15.08.2005
КАЛИШЕВСКИЙ Михаил
Вот опять Измиров:
"Композиционную схему старых конских дворов уже в ХХ
веке воскресил архитектор А. Измиров, получивший заказ
на строительство конюшен для "спортсмена" Л.
Манташева. Спортсменом тогда называли не лыжников и
футболистов, а владельцев скаковых лошадей. Фигура
Манташева , миллионера, владельца бакинских нефтяных
скважин частенько встречается в исторических романах.
После 1917 года он оказался в эмиграции, где успешно
спекулировал уже не принадлежавшими ему
нефтепромыслами. А Манташевские конюшни остались -
на Скаковой улице.
Ежедневная газета по недвижимости Май 27, вторник,
2003 - ? 89 (1220) 08.09.2000 ПО СЛЕДАМ ЛОШАДИНЫХ
КОПЫТ Алексей РОГАЧЕВ
А вот и реальный родственник:
10.06.2005 г. Московский ипподром посетил Александр
Иосифович Манташев , племянник одного из крупнейших
дореволюционных коннозаводчиков Леона Манташева
Основателем этой известной династии был уроженец
Тифлиса Александр Иванович Манташев (Манташянц),
сын статского советника армянского происхождения. В
1899 году в Баку он основал нефтепромышленное и
торговое общество « А. И. Манташев и К»,
впоследствии стал акционером ряда мировых нефтяных
компаний, организовал первый нефтепровод в мире.
Наследниками А. И. Манташева были четыре брата и
четыре сестры. Дела своего отца продолжил Леон
Манташев , хорошо известный в коневодческой среде
коннозаводчик и владелец скаковых лошадей.
У Л . А . Манташева со слов его племенника Александра
Иосифовича было более 200 чистокровных лошадей, в
том числе дербисты Галуст (Галилей - Иналиса) 1914 г.,
Грей Бой (Гувернан - Эпсом Сент) 1915 г. и Макбет
(Макдональд II – Галина) – дербист 1916 г.
В начале XX века Манташев вместе со своими
основными конкурентами Лазаревыми были крупными
фигурами российского скакового дела. В то время на
лошадях Манташева скакал жокей мировой величины
Винкфильд, так называемый Черный маэстро.
В 1918 году вся семья Манташевых эмигрировала во
Францию. Лучших чистокровных лошадей и жокея
Винкфильда Леон забрал с собой. По воспоминаниям
Александра Иосифовича «чистокровная лошадь Л .
Манташева по кличке Трансвааль под седлом
Винкфильда в 1924 году совершенно неожиданно
выиграла один из самых дорогих французских призов
Гран-При». «В тот день на ипподроме собралась
практически вся 100 тысячная русская колония,
Оболенские, Шаховские, Вяземские, Шереметевы,
Юсуповы …, все болели за Трансвааля, хотя букмекеры
принимали ставки на него 1 к 100. Дядюшка сам не верил
в победу, но Трансааль выиграл!» - поделился
воспоминаниями А. И. Манташев .
Последний раз лошадь Манташева скакала на
французском ипподроме в 1947 году. Его последние годы
жизни были очень не простыми, бывшему меценату и
благотворителю пришлось подработать простым
таксистом. Умер Леон Александрович Манташев во
Франции в 1954 году.
С сайта Центрального Московского Ипподрома
Короче, пьяный бомжеватый Толик (прости меня, мужик)
оказался знатоком истории своего района. Лёня Манташ
реально существовал! Толик оставил свой телефон. Есть шанс узнать много интересного.
1 комментарий:
Толик показал достопримечательности района - "красный дом" - бордель (теперь скромный трехэтажный желтенький дрмик)
Это где ж такой?
Отправить комментарий